Ингибиторы натрий-глюкозового карриера типа 2 (SLGT2i) в контроле диабета 2 типа
Ингибиторы натрий-глюкозового карриера типа 2 (SLGT2i) являются высокоэффективными в контроле диабета 2 типа, но сообщаемые благоприятные сердечно-сосудистые эффекты указывают на более широкие действия на инсулиновую резистентность. Потеря веса может быть изначально объяснена выведением глюкозы с мочой и вторичным объемным снижением, но ее поддержание может быть обусловлено потерей висцеральной жировой массы.
Структурированное ультразвуковое (УЗ) изображение брюшного жировой ткани («эко-ожирение»)
Структурированное ультразвуковое (УЗ) изображение брюшного жировой ткани («эко-ожирение») – это недавно описанная методология, используемая для измерения 5 последовательных слоев брюшного жира, не доступных для оценки с помощью DEXA или компьютерной томографии: поверхностный подкожный (SS), глубокий подкожный (DS), предбрюшинный (PP), оментальный (Om) и правый почечный (RK). PP, Om и RK являются предикторами метаболического синдрома (МС) с определенными пороговыми значениями.
Результаты исследования
Для оценки влияния SLGT2i на каждый жировой отложение мы зарегистрировали 29 пациентов с диабетом 2 типа (HbA1c 6.5-9%) и ожирением (ИМТ > 30 кг/м2) в открытом, рандомизированном, фазе IV исследовании (EudraCT: 2019-000979-16): исследование Omendapa. Диабет был диагностирован менее 12 месяцев до рандомизации, и все пациенты были не лечились ранее. 14 пациентов получали только метформин (когорта A), а 15 пациентов получали метформин + дапаглифлозин (когорта B).
Антропометрические измерения и лабораторные тесты на глюкозу, липидный профиль, инсулин, HOMA, лептин, ультрачувствительный-CRP и микроальбуминурию (MAL) проводились в начале, на 3-м и 6-м месяцах. На 6-м месяце потеря веса составила -5.5 ± 5.2 кг (5.7% от начального веса) в когорте A и -8.4 ± 4.4 кг (8.6%) в когорте B. Окружность живота показала снижение на -2.7 ± 3.1 см и -5.4 ± 2.5 см соответственно (p = 0.011).
Как практические решения, важно отметить, что как метформин в отдельности (-19.4 ± 20.1 мм; -21.7%), так и в комбинации с дапаглифлозином (-20.5 ± 19.4 мм; -21.8%) вызывали значительное снижение Om-жира. 13.3% пациентов когорты A и 21.4% когорты B достигли толщины Om ниже порогового значения для критериев МС. Потеря жира в RK была значительно больше в группе когорты B по сравнению с когортой A, в обеих почках. Только в группе Met + Dapa мы наблюдали корреляции между Om-жиром с лептином/CRP/MAL и RK-жиром с HOMA-IR.
УЗ – это полезный клинический инструмент для оценки эктопических жировых отложений. Как метформин, так и дапаглифлозин вызывают потерю жира в слоях, связанных с МС, но комбинированное лечение особенно эффективно в снижении жирового слоя почек. Почечный жир должен рассматриваться как потенциальная цель для благоприятных сердечно-сосудистых эффектов дапаглифлозина.